В
четверг, 25 октября, в Концертном зале Петрозаводской консерватории им.
А.К. Глазунова состоялось открытие Всероссийской научной конференции
под названием «Этническая музыка и XXI век», которая проходила в
течение трех дней. Её организатором стала кафедра музыки финно-угорских
народов консерватории и, в частности, профессора В.Л. Калаберда и И.В.
Мациевский.
За 15 лет существования кафедры, которой,
кстати, нет ни в одной консерватории нашей страны, такая конференция
проходит второй раз (впервые она проводилась в 2002 году к 10-летию
кафедры). В уютном отремонтированном зале собрались люди, которые
изучают, бережно хранят и передают последующим поколениям традиции
наших предков. Кроме студентов и преподавателей консерватории
присутствовали гости из Санкт-Петербурга, Йоэнсуу (Финляндия), Москвы,
Новгорода, Ижевска. Приехали и выпускники, которые были рады встретить
друг друга и пообщаться. Всегда приятно видеть, как тепло встречают
педагоги своих воспитанников.
Роль руководителя всего этого процесса взял на
себя В.Л. Калаберда, который и произнёс вступительную речь. После
приветственного слова на сцену вышел ансамбль «Акрет мари» под
руководством преподавателя кафедры А.А. Войтович. Своим ярким
выступлением он создал творческую атмосферу, располагающую к дальнейшей
работе: предстояли ещё два дня прослушивания и обсуждения докладов
участников конференции.
В рамках конференции прошло несколько интересных
концертов. Вечер первого дня ознаменовался выступлением ансамбля
«Истоки» (рук. доцент кафедры С.Ю. Николаева) в концертном зале Центра
национальных культур. В этом месяце исполнилось 25 лет, как в Карелии
традиционную музыку исполняют молодые голоса, хотя само название
«Истоки» появилось только 10 лет назад. За время существования ансамбля
состав много раз менялся, но одно оставалось неизменным – преданность
традициям и своим «учителям». Необычна была форма концерта: выступление
сопровождалось прекрасными видеоматериалами, отснятыми во время
экспедиций. Можно было насладиться пейзажами суровой северной природы,
а также кадрами из быта заонежских бабушек: у многих в зале «потекли
слюнки» при виде, как женщины пекли калитки с картошкой.
Исследователь Р.Ф.фон Виллебранд писал, что
грустное настроение является основной чертой северной народной песни, и
как бы подтверждая его слова, своё выступления ансамбль начал с
протяжных песен Заонежья. Исполняя вепскую народную музыку, участницы
воссоздали подлинную манеру пения, которая для неподготовленного
слушателя несколько непривычна. Грусть развеяли озорные и задиристые
частушки, наполнившие зал весельем.
Следующая часть программы была посвящена
музыкальным традициям Удмуртии. Особенно запомнилось выступление
студенток из Удмуртии Ирины Пчеловодовой и Надежды Шудеговой, которые
так понравились зрителям, что их не хотели отпускать со сцены.
Неожиданностью для всех был выход детского ансамбля «Скоморошина» под
руководством выпускницы кафедры, в прошлом тоже участницы «Истоков»
Ольги Григорьевой. Девочки 8-12 лет не уступали в заинтересованности и
азарте взрослым музыкантам, а под конец даже устроили своеобразное
соревнование с ансамблем «Истоки» в знании частушек села Михайловского,
куда оба коллектива ездили в экспедиции.
Несомненно, отличительной чертой каждого
коллектива является завораживающее сочетание неповторимых тембров
участниц. Зрители, которые заполнили весь зал, были в восторге и
получили большое удовольствие от всего концерта.
На следующий день зрителей ожидало, пожалуй,
самое интересное. В 19.00 в зале консерватории состоялся довольно
необычный концерт. Почему необычный? Потому, что он соединил в себе как
академическую музыку, так и народную. Первой на сцену вышла пианистка
Елена Тараховская (творческий руководитель профессор В.С. Портной). Она
исполнила 7 пьес венгерского композитора Золтана Кодаи. Слушатели
окунулись в завораживающее, даже фантастическое звучание упругих
национальных ритмов, чередующихся с прозрачностью фактуры и имитацией
звучания народных инструментов. После исполнения со своего места
поднялся И.В.Мациевский и произнёс такие слова: «Как будто окна
открылись – поток свежего воздуха», пояснив затем, что именно З.Кодай
когда-то «открыл окно» советскому слушателю в современную европейскую
музыку.
Далее выступал ансамбль студентов IV курса
финно-угорского отделения под руководством А.А. Войтович с программой,
подготовленной на основе архивных и экспедиционных материалов.
Прозвучали 3 эстонских наигрыша, 2 йойги и 2 плясовые мелодии горных
мари. Студентам ансамбля интересно работать вместе, т.к. все они
представляют разные народности: Таня Ямбердова и Марина Эльтемерова –
марийки, Ваня Канев – представитель Республики Коми, Марианна Варламова
– русская, Алина Картынен – с финскими корнями, Оля Лебедева – с
карельскими. Ребята не только поют, но и играют на народных
инструментах – сегудеках и кантеле, барабанах и рубеле. Видно, что
участники получают удовольствие от выступления, улыбаются и
перемигиваются. В одном из номеров они пригласили людей из зрительного
зала поучаствовать в марийском танце «верёвочка». И, конечно, зрители
принимали ребят «на ура».
А.А.Войтович является также инициатором
создания ансамбля «Акрет мари», что переводится как «Древняя Мари». В
состав вошли две студентки Т. Ямбердова и М.Эльтемерова, помогали им М.
Варламова (барабан) и гармонист М. Устинов. Все участники были одеты в
национальные костюмы, о которых подробно рассказала А.А.Войтович.
Наряды впечатляли своей яркостью, богатством, красотой и
неповторимостью тонкой ручной работы. Апофеозом выступления стало
непревзойдённое исполнение частушек и зажигательная дробь каблучков
участниц. Раздавались крики «Браво!».
В заключение концерта выступил известный многим
на Северо-Западе Петрозаводский коллектив под названием «Drolls»,
специализирующийся на средневековой европейской музыке. Однако когда их
пригласили сниматься в фильме «Александро-Невская битва», в их
репертуаре появились скоморошичьи наигрыши и песни на русском языке. С
первого мгновения группа заинтриговала публику причудливыми костюмами:
смешные колпаки, длинные рубахи, подвязанные ремнями, раскрашенные
лица, звонкие бубенчики на ногах. Исполняли песни «людей весёлых». Все
участники (кстати, бывшие студенты Петрозаводской консерватории)
обладают личным обаянием, необыкновенным артистизмом и остроумием, т.к.
только чувство юмора позволяет исполнять со сцены не всегда цензурные
тексты. Публика внимательно следила за сценическим действием, которое,
к сожалению, всегда заканчивается.
В завершении, от всех зрителей и слушателей
хотим сказать огромное спасибо организаторам и всем участникам
конференции за тот мощный заряд положительной энергии, который ещё
долго будет храниться в наших душах.
Алёна Павлова и Екатерина Короткова, студентки консерватории http://komart.karelia.ru/news/?eid=2850
|