Назад в будущее
Вспоминается фраза из популярного фильма «Стиляги»:
«Если б не он, я б так и дрынчал польку с мазуркой, как последний
лабух». Это сказал герой-музыкант, переучиваясь на модные в ту пору
джаз и рок-н-ролл. Какова же ирония судьбы: спустя полвека после
описанных в «Стилягах» событий модными становится как раз польки и
мазурки.
Термин «фолк» не нов: в Западной Европе пик
популярности музыки, основанной на народных мотивах, пришелся на 70-е
гг. прошлого века. В Петербурге фолк-музыка развивается с начала 1990-х
гг. До недавнего времени термин «фолк» включал кельтско-ирландскую
субкультуру, активно разрекламированную Голливудом. В последние же годы
именно в Северной Пальмире рождается новое культурное направление,
берущее основу в традиционной культуре нашего края – северорусской и
финно-угорской.
Вопрос, почему это происходит, мы адресовали одному
из ветеранов Ленинградского рок-клуба экс-басисту «ДДТ» музыканту
Вадиму Курылеву. Это он со своим коллективом «Электрические партизаны»
в 2005 г. записал альбом «Ингерманландия», положивший начало
аутентичной традиции в современных фолк- и рок-музыке.
– В воздухе Петербурга просто витает ощущение того,
что что-то должно случиться, – говорит Вадим. – Все ждут нового
прорыва, каким некогда стал Ленинградский рок-клуб. Многое в его
истории неоднозначно, но факт остается фактом: именно он дал нам Цоя,
Гребенщикова, Шевчука и других ярких музыкантов. Много воды утекло с
тех пор, но потребность в музыкальном новаторстве никуда не делась.
Отрадно, что новый пласт субкультуры начала XXI века
базируется на народных традициях. Тем не менее нельзя воспринимать
фолк-культуру как набор ансамб-лей «песни и пляски». Молодые группы
исполняют не просто народные песни, а обрабатывают их в современных
молодежных жанрах: рок, фьюжн (сплав стилей), эмбиент (этническая
музыка с элементами электроники и спиричуэлса).
Две традиции
Что же происходит на фолк-сценах Петербурга? Только
последний сезон дал пять клубных фестивалей фолк-музыки (не считая
летних, ежегодно проводимых в Выборге). Под эгидой нашей газеты
проводятся «Карельская осень» и «Карельская весна», культурный центр
Сергея Курехина представил «Этномеханику», продюсер Евгений Викки
основал фестиваль «Север – Юг», музыкант известной петербургской группы
The Dartz Дмитрий Курцман собрал «Фолк-рок-ярмарку».
Подобная активность привлекла в Северную Пальмиру
гостей из других регионов, в первую очередь из Карелии, богатой своими
традициями. Фестивали открыли взыскательной петербургской публике
коллективы мирового уровня – группы Skylark и Sattuma (после этого они
уже неоднократно приезжали к нам на гастроли). Кстати, многие
петрозаводские знаменитости, такие как Арто Ринне, Дмитрий Демин и
Андрей Хабонен, начинали творческий путь в группе Myllarit.
В самом Петербурге резко усилилась творческая
активность сразу по двум направлениям – русскому и финскому. Так,
популярная фолк-группа Reelroadъ ушла от исполнения ирландской музыки в
пользу русской, эту же нишу занимает группа «Самодива», активно
гастролирующая по всей стране. Растет популярность коллектива
«Белорыбица», исполняющего русский и балканский фолк, а клуб
поклонников традиций Северной Руси «Белозерье» радует горожан
поморскими хороводами на каждом городском празднике.
Финно-угорское музыкальное направление в Петербурге
развивают Елена Ведайко с группой «Корела» и Екатерина Кузнецова с
группой «Бестиарий». Помогает им Стас Зубцов со своими скандинавскими
танцами. Народные праздники на открытом воздухе украшает
ингерманландский хор Korppi («Ворон») под руководством этнографа Ольги
Коньковой. И это далеко не все коллективы нашего славного города.
Обе аутентичные традиции – северорусская и
финно-угорская – объединяются на фестивальных сценах. Так, на «Севере –
Юге» сыграли Sattuma и «Белорыбица», на «Карельской весне» выступят
петербургский гусляр Максим Анухин и группа «Корела».
Музыкальная лаборатория
Фолкерская, как ее еще называют, субкультура
Петербурга не просто вобрала уже существующие группы и жанры – она
рождает новые явления в музыке, становясь настоящей музыкальной
лабораторией. Пример тому – молодая, но весьма перспективная группа
«Конец летА», играющая в жанре фолк-рок. Сейчас этот коллектив
записывает уже второй альбом.
Именно эти молодые рокеры впервые обратились не к
общеславянскому, а к местному материалу, аранжировав и записав
ингерманландскую песню Omal,maal, («На свою землю»). Она родилась в
Сибири в годы репрессий финнов-ингерманландцев, одного из коренных
народов нашего края. До сих пор подобный материал ни разу не попадал на
молодежную сцену, да и на фольклорных праздниках почти не звучал.
– Фолк-рок не предполагает простое копирование
народных песен, – рассказывает композитор и аранжировщик группы «Конец
летА» Дмитрий Свиридо. – По сути, это новая композиция, основанная на
народной. Так, на мой взгляд, можно оживить аутентичный материал и
донести его до сердец молодежной аудитории, что сегодня очень
востребованно.
Действительно, для возрождения народных традиций
недостаточно показать выступление народных хоров. Хотим мы того или
нет, с молодыми нужно говорить на их языке – только так можно если не
победить, то изрядно потеснить американскую масс-культуру,
оккупировавшую отечественный теле- и радиоэфир. Пока же с творчеством
фолк- и фолк-рок-групп можно ознакомиться на фестивалях 17 и 18 апреля.