Из досье «Ингрии.Инфо»
Летняя поездка в Карелию не прошла для меня даром. Я
познакомился с удивительной фольклорной музыкальной традицией
республики, важным элементом которой являются народные коллективы. Один
из них – ансамбль «Вересок», исполняющий как народную музыку северной
Руси, так и карельские мелодии. «Вересок» создан в 1996 г. на базе
Детской школы искусств Петрозаводска. Основу репертуара коллектива
составляет фольклорный материал Карельского края - русский, финский,
карельский, вепсский, ингерманландский. Большая часть репертуара была
собрана во время этнографических экспедиций. В концертных программах
ансамбля - песни, танцы, игры, фрагменты обрядов и праздников,
интерактивные программы. Во время выступления используются традиционные
для Карелии гармонь, баян, кантеле, шумовые и ударные инструменты
(трещотки, ложки, рубель).
Официальный сайт группы - http://veresok.narod.ru/index.html
- Как возникла идея создания такого коллектива? В каких проектах Вы участвовали ранее?
- Наш коллектив сложился, как детский ансамбль фольклорного отделения Детской школы искусств Петрозаводска (http://artschool.karelia.ru/index.html).
Но, закончив обучение, ребята уже не смогли не петь и оставить
коллектив. Сейчас в ансамбле два состава – старший и младший (участники
музыкальной школы). В «Вересок» приходят новые участники – те, кому
интересна карельская культура, родные традиции и обычаи.
- Расскажите подробнее об участниках группы: где они работают, учатся?
- В коллективе два профессиональных музыканта:
руководитель – Потамошнева Елена Викторовна и концертмейстер Гарюшин
Игорь Николаевич. Для всех остальных участников участие в коллективе –
это хобби. Всех нас объединяет любовь и интерес к фольклору. Среди
участников ансамбля дизайнеры, сотрудники петрозаводских музеев,
искусствоведы, биологи и будущее педагоги и управленцы. Некоторые до
прихода в «Вересок» никогда не занимались ни в музыкальных ни в
танцевальных коллективах.
- Как Вы подбираете музыкальный материал для исполнения?
- Большую часть нашего репертуара составляет
музыкальный фольклор карельского края (русский, карельский, финский,
вепсский, ингермаландский). Многое мы записали во время своих
этнографических экспедиций по Карелии (в Сегозерье, Сямозерье,
Заонежье, Поморье, Олонецком и Калевальском районах). Поскольку сейчас
очень мало сохранилось традиционных певческих ансамблей, то в своей
работе мы используем и записи, сделанные фольклористами Карелии
фонограмархива сектора фольклора Карельской Академии наук,
Петрозаводской государственной консерватории, а также нотными
публикациями. Ансамбль участвует в деревенских праздниках и фестивалях,
что тоже способствует пополнению репертуара.
- Почему Вы совмещаете северорусскую и карело-финскую музыкальные традиции?
- В Карелии издревле жили рядом русские, карелы,
вепсы и саамы. Они перенимали друг у друга хозяйственные особенности,
культурные традиции. В карельских деревнях не редко одну и туже песню
могли спеть по-карельски, тут же повторив ее по-русски. Отделив друг от
друга песенные традиции, невозможно показать всю глубину песенной
традиции Карелии, в которой проникновенность и глубина русских песен
переплелись с карельскими песнями, танцами и играми. Это особенный мир,
который невозможно обойти, изучая фольклор Карелии.
- Насколько популярна фолк-музыка на Северо-западе России?
- Интерес к фолк-музыке на Северо-западе очень высок,
об этом говорят и публикации в газетах и в Интернете. Очень любима
любая мировая фолк-музыка, огромным интересом пользуются фолк-звезды
Северо-запада Drolls, Myllarit, «Ватага». Любима даже фолк-музыка
«популярных» направлений, не только чистое этно. В Карелии проходят
крупные фолк-фестивали (Большая Медведица, Carjalan Faces), массовые
народные гуляния и праздники в деревнях (Киндасово, Большая Сельга, о-в
Кижи), пользующиеся постоянным вниманием и любовью и старшего поколения
и молодежи.
- С какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь?
- Финансовые трудности, отсутствие доступной
информации, отсутствие общей информационной базы (методики, репертуар,
конкурсы, фестивали).
- Чего не хватает для широкого распространения фолк-музыки у нас?
- Больших проблем распространения у фолк-музыки
вроде бы и нет. Она распространяется по своим молодежным каналам. А вот
у чистого фольклора есть. Существует довольно большое количество
псевдо-фольклорных коллективов, которые сформировали у массового
зрителя штамп – «матрешек в сарафанах» и отвратили от фольклора в
принципе.
- Часто ли Вы выступаете в Санкт-Петербурге? Если нет, то почему?
- В марте этого года младший состав ансамбля
участвовал в Международном фестивале «Золотая пальмира», где солисты
заняли первое место в номинации народное пение.
- Что, на Ваш взгляд, мешает Петербургу стать центром развития северорусской и финно-угорской фолк-музыки?
- Сейчас центра развития северорусской и
финно-угорской фолк-музыки нет вообще. Все варятся в своем соку в
регионах. В Карелии практикуется проведение деревенских праздников, что
позволяет обмениваться материалом, знакомится и не дает угаснуть
фольклорному движению. Если Петербург возьмет на себя такие функции, то
как у столицы у него будет огромное преимущество в этом вопросе. Очень
нужен координационный центр.
- Где чаще всего Вы выступаете в России?
- Наши выступления приурочены к территории Карелии - русской и финской.
- Поддерживает ли Вас руководство Карелии, общественность республики?
- Наш коллектив существует при детской Школе искусств
г. Петрозаводска и нас поддерживают, как и любой школьный коллектив.
Городской Выставочный зал предоставляет нам площадку для проведения
концертов и презентаций новых программ.
- Каковы Ваши творческие планы?
- Ансамбль работает над программой, объединяющей
авторскую песню и фольклор. Планируем в конце сентября участвовать в
международном фольклорной фестивале в Суздале «Бабье лето в Горячих
ключах».
Александр Вертячих, специально для «Ингрии.Инфо» |