| 
				
			 
 «Клубок» - вепская народная игра 
 Игра-хоровод. Участники игры взявшись за руки идут 
 по кругу и поют песню:  
 Клубок катится, нитка тянется, 
 Клубок доле, доле, доле. 
 Нитка дале, дале, дале. 
 За клубочком погналась 
 И ниточка порвалась 
   
 Исполняя песню, игроки закручиваются в улитку, 
 музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся 
 последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши 
 поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, 
 пожимают друг другу руки, если в одну – обмениваются или целуются. 
   
 
 «Подушечка» - игра Вологодских вепсов 
   
 Все стоят в кругу. Ведущий в центре с подушкой. 
 Все поют: 
 
 Подушечка, подушечка 
 Моя пуховая,  
 Ой лели, лели, 
 Моя пуховая. 
 Если ведущая девушка все поют: 
 
 Кому бусы, кому снасти, 
 А мне длбра молодца 
 Ой лели, ой лели, 
 А мне добра молодца. 
 Если ведущий юноша, то поют: 
 
 Кому игры, кому снасти, 
 А мне красну девицу 
 Ой лели, ой лели, 
 А мне красну девицу. 
 Ведущий выбирает пару, кланяется и выводит в круг. 
 Все поют: 
 
 На коленочки поставлю 
 Целовать заставлю 
 Ой лели, ой лели, 
 Целовать заставлю. 
 Оба встают коленочками на подушечки и держатся за 
 руки и качабтся. 
 Все поют:  
 
 Целуй милый, целуй милый, 
 Целуй не балуйся, 
 Ой лели, ой лели, 
 Целуй не балуйся. 
 Тот кто выбрал партнера, целует его в щечки и 
 встает в круг на его место. Кто остался с подушкой, становится ведущим. 
 Начинается все с начала. 
   
 
 «Барабанные палочки» («Тымыр пашкар») – 
 марийская народная игра 
 Все участники сидят на скамейках полукругом, а в 
 центре стоит марийский музыкальный инструмент – тумыр (барабан). В руках 
 ведущего барабанная палочка, он начинает игру, если это юноша, он 
 выбирает девушку и осаливает ее палочкой, затем быстро бежит к барабану 
 и кладет на него палочку, девушка старается успеть взять палочку с 
 барабана (чтобы она упала) и догнать юношу, если догоняет, тоже 
 осаливает и бежит на свое место. Юноша снова выбирает девушку и т.д. 
 Пары уходят на свидание в том случае, если палочка падает. (игра может 
 сопровождаться марийскими мелодиями). 
 
 «Золотые ворота» («Ший менге») – марийская 
 народная игра 
 Участники делятся на две равные команды и 
 становятся на полукруг, взявшись за руки. Середина полукруга образует 
 «Золотые ворота», подняв руки с платочком. По команде ведущего и под 
 музыку, каждая команда старается пробежать свои ворота и дойти золотых 
 ворот. Чья команда первая схватит платочек и вернется на свое место, та 
 и становится победителем игры. Проигрывается несколько раз. 
 
 «Два круга» - горномарийская игра. 
 Участники игры образуют два круга (внутренний и 
 наружный), берутся за руки и под музыку, взявшись за реки, бегут в 
 разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и 
 исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, 
 оказавшимся перед ним. Вновь бегут по кругу.  
 
 «В хорек» - мордовская игра 
 Играют летом мальчики. Садятся в круг человек 
 пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой. 
 Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это 
 хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, 
 сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо 
 сядет тот, у которого этот кнут он отнял. 
 
   
 «В ворона» - мордовская игра 
 Играют дети 6 – 12 лет. 
 Действующие лица:  
 Ворон. 
 Клушка. 
 Цыплята. 
 Клушка гуляет со своими цыплятами по 
 лугу. Навстречу ей выходит ворон.  
 Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего 
 цыпленочка! 
 Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам! 
 Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей 
 утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.  
 Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк! 
 Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь! 
 Когда все цыплята будут выловлены, игра 
 заканчивается. 
   
 
 «В курочки» - мордовская игра 
 Играющие (хозяева) сажают в круг малышей 
 (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. 
 Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом 
 подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к 
 голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки 
 также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше 
 прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем. 
 
 «Ключи от замка» - мордовская игра 
 Четверо садятся по углам дома или начерченного на 
 земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: 
 «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у 
 дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний 
 отвечает: «Ищи на середине!» 
 Водящий отходит на середину. В это время все 
 вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать 
 вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». 
 Игра продолжается дальше. 
 
 «Круговой мяч» - мордовская игра 
 Играющие чертят большой круг, делятся на две 
 равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, 
 кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть 
 мячом в тех, кто находится в кругу. 
 Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он 
 старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то 
 у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч 
 запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются 
 местами. 
 Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с 
 воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, 
 поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. 
 
 «Пары» - удмуртская народная игра 
 Участники игры встают парами в круг и образуют 
 ворота. В центре находится одна пара, которая по часовой стрелке 
 напротив должна забежать в любые ворота. Вся игра сопровождается 
 удмуртскими наигрышами. Музыка прерывается, все ворота закрываются, 
 оставшаяся пара в центре выполняет фант (исполняет народный танец). 
 Источник: http://www.library.saransk.ru
 |