Этнографический музей в пос. Водле
История деревни Водлы и окружающих брошенных деревень Пудожского района Карелии
описана местными юными краеведами и опубликована в нескольких статьях сборника
«Сельская Россия: прошлое и настоящее», вып. 3, М. 2004. Руководит краеведами
энтузиастка Татьяна Ивановна Грибкова (на фото крайняя справа), приехавшая
в Водлу из Белоруссии после Чернобыльской аварии. В деревне и поселке с общим
названием
Водла нет
никакого
начальства, и люди обращаются со своими просьбами к Татьяне Ивановне. Она едет
в Пудож, хлопочет о пенсиях, об устройстве выпускников школы на биржу труда,
а инвалидов в Дом сестринского ухода. Пожилым людям покупает лекарства в городе,
ведь им ехать не по средствам и не по силам (автобус из Водлы выезжает рано
утром и возвращается вечером, ехать три часа). Но самое большое дело Татьяны
Ивановны
– школьный этнографический музей, не хуже Пудожского музея им Кораблёва. Оба
этих музея созданы энергией отдельной яркой личности: Пудожский музей – А.Ф.Кораблёвым,
а Водлинский – Т.И.Грибковой.
В
Водле – «живой музей». В нём ребята готовятся к походам в далекие брошенные
деревни, где когда-то кипела жизнь. Большинство экспонатов музея собрано ими
в этих походах, куда их водят Татьяна Ивановна и её муж Александр Гаврилович
Грибков, руководитель
туристической и спортивной секций (когда-то будущие супруги познакомились, участвуя
вместе в соревнованиях по волейболу). Девочки в музее
занимаются ткачеством на старинных деревянных ставинах, которые удалось восстановить
с помощью местных жителей, а бабушки научили их ткать, рассказали об обработке
льна. Школьницы записали местную терминологию льноводства и ткачества, их записи
по
программе Карельского Педагогического университета – вклад в «Атлас русских говоров
Карелии».
В Водлинский музей, точнее, в домик для гостей, приезжают и школьники из Пудожа.
Домик отремонтировали Татьяна Ивановна с ребятами и их родителями. Юные экскурсоводы
проводят с гостями экскурсии по музею, по реке, вместе ходят к гостеприимным
старожилам, слушают их рассказы о деревне Водле и брошенных деревнях, откуда
многие из жителей переехали в Водлу. В музее можно зажечь лучину и послушать
аудиозаписи свадебных песен и причитаний, рассказ о свадебном обряде. Ребята
пишут рефераты об истории и быте деревень, успешно участвуют в научных конференциях
в Пудоже, Петрозаводске, Москве.
Официально музей открылся в 1995 г., к 50-летию Победы. Тогда он ютился в крошечной
комнатке
при
спортзале.
Свой 10-летний юбилей музей встретил в отдельном домике, также отремонтированном
Татьяной Ивановной. В просторном вестибюле – стол для
настольного
тенниса,
здесь
играют мальчишки. Справа – зал для сменных выставок и просмотра видеозаписей.
За ним – класс ткачества с ткацкими станками, прялками резными и расписными,
самопрялками и другими предметами труда. Там же стоит икона евангелиста Луки
из сгоревшей церкви. Слева – зал постоянной экспозиции, в нём доминируют крупный
резной фронтон избы, который ребята прошлым летом притащили из деревни Рубцовой
на Салмозере, и сосна с прибитой иконкой – никотрион.
Здесь представлены орудия
земледелия, рыболовства, охоты, строительства, ремёсел.
Из этого помещения, как из сеней, мы вступаем как бы в жилую часть избы. В основной
комнате – красный угол с иконами в божнице (киоте), самоваром на столе, самодельными
диванами (лавками). С другой стороны – мужской угол с хомутами, охотничьей деревянной
трубой. Эта комната отделяется настоящей печью и расписной заборкой (шкафной
перегородкой) от спальни и прилуба (угла за печью). В прилубе – полка для посуды,
глиняные горшки, долблёные ковши. У печи стоит ступа с пестом. Там же два больших
круглых камня – ручные жернова, на которых хозяева и гости могут помолоть зерно.
На юбилей музея приглашали ветеранов, им музей очень понравился, и бабушки тоже
со знанием дела покрутили жернова. В спальне – деревянная кровать, покрытая лоскутным
покрывалом, сундук с одеждой. Висит сарафан, сшитый хранительницей древних традиций
Анной Ивановной Ломовой, ныне покойной.
Гордость коллекции – кумачовый подзор с белой вышивкой тамбурным швом. Сверху
- «павы-птицы» с распушёнными хвостами, снизу по всей длине признание
невесты в любви своему жениху: «Я знаю и верю, что любишь меня и есть в
тебе искра святого огня. Если хочешь узнать, полюби как-нибудь и склонись на
грудь».
Подзор
вышивала
в 1908 году Ольга Ивановна Пахомова родом из деревни Чуялы на Водлозере и поднесла
его как приданое мужу Кузьме Пахомовичу Пахомову, который в 1937 году был репрессирован,
позже реабилитирован. Подзор передавался по наследству и был подарен музею правнучкой
Ольги Ивановны.
Интересный экспонат музея – так называемая «русская игла». Это костяная игла
около 10 см длиной, которой в древности охотники сами шили себе одежду для охоты.
Считалось, что если одежду сошьёт женщина, зверь учует её запах и охота будет
неудачной.
Еще один любопытный экспонат – небольшая отполированная баранья косточка, переданная
в музей как вшивица. Объяснили, что в неё собирали вшей во время войны. Более
пожилая женщина назвала её «котач». А петрозаводский диалектолог Любовь Петровна
Михайлова объяснила, что котач – это приспособление для плетения лаптей. Об этом
жители забыли, и предмет с древним названием получил другое назначение.
Работа в музее продолжается и расширяется. К сожалению, молодёжь из посёлка уезжает,
детей становится всё меньше. Тем важнее сохранить память о традиционной жизни,
о наших корнях. Низкий поклон Татьяне Ивановне Грибковой, заслуженно названной
«Лауреатом года 2004» Карелии за содержательную работу с детьми и развитие школьного
музееведения.
(А. Монахова)
Источник: http://vodla.rarib.ru/ |