Отцы и дети
Фолк-группа
Sattuma – своего рода «АББА» фолк-музыки Северо-Запада России.
Сравнение со «шведской четверкой» не случайно: Sattuma тоже семейный
квартет. Только в отличие от шведов вместе поют и играют не мужья и
жены, а отцы и дети: известные карельские музыканты Арто Ринне с
дочерью Эйлой и Дмитрий Демин с сыном Владиком. «Саттума» (будем писать
название по-русски) – профессиональный коллектив, выпустивший уже три
диска. Ежегодно в Петрозаводске Арто Ринне проводит фолк-фестиваль
Carelian Faces («Лица Карелии»), куда приглашает лучшие коллективы
России и Финляндии, играющие в жанрах народной музыки и фолк-рока. Этот
стиль, кстати, становится все более популярным среди молодежи, и этому
стоит порадоваться. Через фолк-рок подростки придут к пониманию своих
корней и станут настоящими патриотами родной земли.
Есть четыре отличия «карельской четверки» от других
фолк-групп нашего региона. Первое – хороший подбор аутентичного
этноматериала. «Саттума» – редкий пример удачного сочетания
северорусских и финно-угорских народных песен. Все песни, кстати,
исполняются на языке оригинала – диалектах финского, русского и
карельского языков. Любопытно послушать, насколько созвучны музыкальные
традиции наших народов. Когда же лирическая поморская баллада
дополняется веселой финской полькой и все это исполняется на одинаково
качественном уровне – возникает совершенно фантастическое чувство.
Второе отличие – удачный подбор группы. Формат «отцы
и дети» отчего-то редко используется в нашей фолк-музыке. Обычно на
большую и клубную сцены выходят уже «дяди и тети», а чисто подростковые
коллективы не выдерживают критики по исполнительскому уровню. А ведь
именно сочетание музыкантов разных возрастов делает группу
привлекательной для широкой аудитории – вот почему на все концерты
«Саттумы» в Петербурге (они играли еще в Этнографическом музее)
приходили и взрослые и дети. И всем было интересно. Конечно, создать
такой коллектив под силу лишь тем, кто с детства воспитывает младшее
поколение в музыкальной традиции. Именно это и произошло в «Саттуме»:
18-летняя Эйла и 15-летний Владик с раннего детства были приобщены к музыке родителей. В группе они играют уже шестой год.
Третий плюс «Саттумы» – артистизм. Здесь, конечно,
сказывается наличие младшего поколения в коллективе – Владик и Эйла,
как теперь говорит молодежь, буквально зажигают на сцене.
Наконец, четвертое, и самое главное, –
исполнительское мастерство. Музыкальное образование у родителей (в том
числе консерваторское), музыкальная школа при Петрозаводской
консерватории у детей сделали свое дело. Теперь на фоне «Саттумы»
многие петербургские фолк-группы смотрятся, как бы помягче сказать,
«немножко самодеятельностью» (то есть хорошо, но не более чем
«миленько»). Конечно, на фестивале «Карельская осень» на одной сцене с
«Саттумой» выступали петербургские коллективы, не посрамившие честь
града Петрова. Но то были лучшие представители нашей школы: «Бестиарий»
и Елена Ведайко с группой «Корела» (названа в честь крепости в
Приозерске). Но много ли таких ансамблей в нашем 4,5-миллионном городе?
А в 300-тысячном Петрозаводске их с дюжину!
Исполнительское мастерство «Саттумы» строится на
использовании более 20 народных инструментов. Среди них – кантеле,
скрипки, кларнет, несколько разновидностей флейт, аккордеон, йоухикко,
волынки, мянкери, джембе, диджериду, варган и даже пила. Единственное
исключение – кооптирование в ансамбль пятого музыканта для игры на
больших и клубных сценах, где для усиления звучания необходима
бас-гитара. В качестве пятого участника квартета на «Карельскую осень»
приехал широко известный и в Петрозаводске, и в Петербурге музыкант
Андрей Хабонен из группы «Мюллярит» («Мельники»).
Как яхту назовешь...
Говорят, как яхту назовешь, так она и поплывет.
«Саттума» родилась весной 2003 г., когда известные карельские музыканты
Дмитрий Демин и Арто Ринне получили приглашение выступить в США дуэтом.
Недолго подумав, они предложили организатору поездки семейный квартет
(к тому времени дети уже имели опыт игры с родителями и очень хотели
повидать мир). Американский промоутер Шерри Меррик сделала ставку на
квартет и не прогадала: карел с радостью принимали в Новой Англии, где
живут много этнических финнов. Были на концертах и русские – в
частности из Петербурга.
– Мы довольно быстро составили программу на основе
веселых ингерманландско-финских песен – польки «Тирлирлитья» и
«Илла-Йо», которые на ура воспринимает публика как в США и Финляндии,
так и в России, – рассказывает Арто Ринне. – Но к записи первого диска
в октябре того же года усилили репертуар северорусскими мелодиями. Так
и родилась наша группа. Почему так назвали? Скорее всего, понравилось
слово, имеющее несколько значений в финском языке и хорошо
запоминающееся носителями других языков. Мы, конечно, рассчитывали на
большую концертную практику не в Америке, а в первую очередь дома, в
России...
Но родина не сразу приняла героев. Точнее,
отсутствие продюсеров на Руси сделало невозможной гастрольную практику
столь профессионального коллектива. Вместо Петербурга были Бостон,
Мичиган, Мэн и крупнейший зимний фестиваль американских финнов FinnFunn
в городе Берлингтоне, Вермонт. На вечерние концерты «Саттумы» приходили
по 800 человек.
В Карелии новый коллектив сразу включился в
музыкальную жизнь, и уже в 2005 г. вышел второй диск Kudelma
(«Переплетение»), в который вошли детская песня северной Карелии Lintu,
композиции Арто Ринне Aiti («Мать») и «Вересовые кусточки». В это время
«Саттума» уже активно выступает в Финляндии, участвует в международном
фестивале «Фолкландия», что проходит в Балтийском море – на паромах
«Турку – Стокгольм». В Петербург карельские музыканты привезли свой
третий диск – Palapeli («Мозаика»), куда вошло очень много
интереснейших произведений.
– «Мозаику» открывает песня «Девушка догадлива»,
открывшая новую страницу нашего творчества, – рассказывает музыкант
Дмитрий Демин. – Музыку написала моя жена Лада, стихи народные,
беломорские. Очень веселая жизнерадостная композиция, где солируют дети.
Девушка догадлива
Автор этих строк подтверждает: если бы «Догадливую
девушку» поставили в ротацию на какой-нибудь FM-радиостанции, она за
пару дней стала бы национальным хитом. Кстати, тема радио близка
«Саттуме»: Арто Ринне – ведущий финского вещания Карельского радио, наш
коллега-журналист. Дмитрий Демин в свободное от «Саттумы» время играет
с другими группами (например, «Олемба»). Но на Северо-Западе России он
известен, скорее, как мастер по изготовлению народных инструментов:
именно Демин снабжает флейтами и волынками половину петербургских
фолк-музыкантов.
Нелишним будет рассказать и о национальной
принадлежности исполнителей – эта тема все равно витает в воздухе: кто
они? финны или русские? Арто и Эйла Ринне – финны, их семья приехала в
Карелию в 30-х годах прошлого века. Известный петербургский этнограф
Ольга Фишман недавно выпустила книгу о судьбе этих переселенцев,
искавших лучшей доли в советской Карелии. Отрадно, что семья Ринне
осталась двуязычной, то есть и финский и русский в ней – родные языки.
Семья Деминых – исконно русская, северная; бабушка
Владика до переезда в Петрозаводск жила в Северодвинске. Правда, есть у
Дмитрия Демина и белорусские корни. Выходит, что «Саттума» – достойный
пример, как теперь говорят, толерантности в искусстве, когда в
творчестве одного коллектива переплетаются традиции двух народов.
Собственно, мое знакомство с этой группой началось с
поиска именно таких коллективов. Пару лет назад, приехав в столицу
Карелии по приглашению правительства республики, по традиции, зашел в
книжный магазин. Спросил краеведческую литературу и оригинальную
этномузыку. «Вот, это самая интересная группа в Петрозаводске!» –
сказал продавец и протянул диск Kudelma.
И раз уж мы сравнили группу «Саттума» со шведским
квартетом «АББА», то нелишним будет напомнить интересный факт: один из
основателей легендарной четверки, Бьорн Ульвеус, начинал с фолк-музыки.
Да и другой основатель «АББА» – Бенни Андерссон – говорят, до сих пор
играет на аккордеоне. Выходит, у «Саттумы» может появиться новая цель:
покорение мира. И начать нужно с одной из мировых столиц – нашего
славного города!
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА